
Андрей Мовчан: «Мы уже по всем параметрам находимся в категории стран третьего мира»
Судя по последним статистическим данным, спад российской экономики продолжается. Правда, темпы этого падения по сравнению с прошлым годом несколько замедлились. О том, стоит ли ожидать быстрого экономического выздоровления, что может послужить драйверами роста ВВП, и долго ли продлится кризис, нам рассказал директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги Андрей Мовчан.
— По итогам января спад ВВП в России замедлился до 2,5% в год. По итогам 2015 года было 3,7%. Что стоит за этими цифрами: российская экономика начала оживать, или это некие статистические фокусы?
— На мой взгляд, за этими цифрами ничего не стоит, поскольку за месячными изменениями ВВП уследить вообще невозможно, — это статистически недостоверная величина. Да и ее еще много раз будут пересчитывать, и уточнять за счет сезонных факторов. Давайте все же будем рассматривать годовые показатели.
— Давайте. По всем прогнозам, спад в России продолжится и в этом году. Различаются только конкретные цифры: Минэкономразвития говорит о минус 0,8% по итогам 2016-го, МВФ — о минус 1,5%, консенсус- прогноз ВШЭ — минус 1,5%. А каков ваш прогноз ?
— Давать прогнозы — неблагодарное занятие, поскольку ВВП складывается из большого количества разных управляемых и не очень составляющих. К примеру, если государство в какой-то момент закажет 10 тысяч новых танков, это сильно увеличит ВВП, но не будет означать, что экономика окрепла. Поэтому получим ли мы ли в итоге минус 0,5%, минус 1,5% или минус 2,5%, сказать сложно. Во многом это зависит от того, будет ли государство проводить необеспеченную эмиссию — то есть, печатать деньги в большем или меньшем объеме без соответствующего резервного или товарного обеспечения. Также это, конечно, зависит от цены на нефть. Более-менее ожидаемо, что ВВП у нас будет падать, а его качество продолжит ухудшаться. Сокращаются нефтяной экспорт, потребление, индустрия. Страна находится в рецессии, и никто этого не отрицает. А конкретные цифры мы подсчитаем по итогам года.
— Насколько затянется нынешний кризис в России, и что можно будет считать временем его окончания?
— А у нас кризис уже кончился. У нас был кризис, связанный с падением нефтяных цен, достаточно жесткий шок, и экономика какое-то время находилась в дисбалансе. Сейчас она опять пришла в сбалансированное состояние, хотя и на более низком уровне. То, что вы называете кризисом — на самом деле структурная рецессия. Это однонаправленное движение, а не временное явление. Наша изначально нежизнеспособная экономика была подпитана в начале нулевых годов «наркотическими» нефтяными деньгами. И, потихоньку умирая, она продолжала существовать за счет этого наркотика. Лишившись его сейчас, она пережила ломку, но от этого жизнеспособной не стала. Чтобы она могла жить, ее надо очень сильно реформировать.
— И все же, есть ли предпосылки для того, чтобы экономический спад в РФ сменился ростом? Насколько этому может помочь антикризисный план правительства, который рождался в таких муках?
— Текущий антикризисный план, не похож на средство спасения. Он похож, грубо говоря, на бутылку пива с утра после бурной вечеринки. Поступавшие в страну нефтяные деньги не использовались надлежащим образом, не обеспечивали рост экономики, которая в итоге архаизировалась, стала неэффективной. И теперь весь антикризисный проект сводится, в сущности, к намерению влить некую денежную массу в то же старое корыто. Конечно, если любителю алкоголя плохо после вечеринки, ему можно дать немного пива, чтобы он пришел в себя. А что с ним делать дальше? На этот вопрос никаких ответов нет. Очередная правительственная программа, выработанная после недавнего форума в Красноярске, очень точно описывает наши проблемы, однако в ней нет ни слова о том, что же конкретно нужно делать для их решения. Мне кажется, все боятся открыто произносить вслух то, что у нас слишком высокие риски для развития экономики. Вот основная проблема. Нам нужно сделать так, чтобы инвесторы захотели инвестировать, предприниматели — предпринимать. Но снижения рисков без мощнейшей структурной перестройки всей системы управления государственной экономикой не произойдет.
Последние комментарии